вторник, 10 января 2012 г.

Тренинг креативности. Введение



 Вслед за термином «инновация» в современный словарь русского языка и  библиотечной отчетности довольно прочно вошел термин «креативность» (словарь приложений OFFICE ;-) – не в счет). Идея проведения «Тренинга креативности» родилась у меня в сентябре, накануне очередного заседания Регионального межведомственного совета молодых библиотекарей «Фахівець майбутнього». Молодые библиотекари Луганщины, как всегда, показали себя на высоте.
В следующих публикациях мы перейдем к практическим упражнениям на развитие креативности.


А для начала поясню:

Креативность (от англ. create — создавать, англ. creative — созидательный, творческий) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Под креативностью подразумевают способность человека придумывать усовершенствованные или совсем неожиданные и новые идеи.

Американский психолог Гилфорд отмечает 6 параметров креативности:
1. Способность к обнаружению и постановке проблем;
2.  Способность к генерированию большого количества идей;
3. Семантическая спонтанность и гибкость – способность к продуцированию разнообразных идей;
4. Оригинальность – способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы, нестандартные решения;
5. Способность совершенствовать объект, добавляя детали;
6. Способность решать нестандартные проблемы, проявляя семантическую гибкость – увидеть в объекте новые признаки, найти новое использование.

1.     Беглость — способность продуцировать большое количество идей;
2.     Гибкость — способность применять разнообразные стратегии при решении проблем;
3.     Оригинальность — способность продуцировать необычные, нестандартные идеи;
4.     Разработанность — способность детально разрабатывать возникшие идеи.
5.     Сопротивление замыканию — это способность не следовать стереотипам и длительное время «оставаться открытым» для разнообразной поступающей информации при решении проблем.
6.     Абстрактность названия — это понимание сути проблемы того, что действительно существенно. Процесс называния отражает способность к трансформации образной информации в словесную форму.

Лично мне ближе и понятнее определение Стива Джобса
  гендиректора Apple, под руководством которого корпорация за последние 10 лет вывела на рынок целый ряд культовых продуктов, от MacBook и iPod до iPhone и iPad, в 12 раз увеличила объем выручки, а 10 августа 2011 года впервые в истории стала самой дорогой компанией в мире. Джобс так объясняет суть креативности: «Креативность — это просто создание связей между вещами. Когда творческих людей спрашивают, как они что-то сделали, они чувствуют себя немного виноватыми, потому что они не сделали ничего на самом деле, а просто заметили. Это становится им понятно со временем. Они смогли связать разные кусочки своего опыта и синтезировать что-то новое. Это происходит потому, что они пережили и увидели больше, чем другие, или потому, что они больше об этом размышляют». [Wired, 1996год] (опубликовано здесь).

Один из примеров креативного объединения «разных кусочков опыта» был недавно опубликован на блоге «Все гениальное просто»
В Луганской областной библиотеке для юношества недавно угощали читателей шоколадом и чаем.
А какие креативные идеи реализовали вы?












2 комментария:

  1. "Сопротивление замыканию" - отлично сказано! Критерии креативности по Торренсу -потрясающе:-)
    Спасибо за информацию к размышлению.
    Наш "изюм" для читателей - это, пожалуй, музейная педагогика в обнимку с ИКТ как дорожка к Книге.
    А теперь ещё и библиотеатр, и мечта о библиовидеостудии, об экскурсиях по городу. В перспективе - желание видеть библиотеку как площадку для общения и территорию творчества.

    ОтветитьУдалить
  2. да, библиотеки сегодня - не просто книги на полках, каждый день - событие

    ОтветитьУдалить